ТФОМС33
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области
Россия, 600005, г. Владимир, Октябрьский пр-кт, д. 47а; тел. (4922) 40-47-00, 53-54-70, 53-54-80

FFOMS.ru

FSS.ru

PFRF.ru

AVO.ru

DZ.AVO.ru

MIAC33.ru

Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС

О государственных гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

Пять мифов о бесплатной и платной медицине

Что на самом деле положено пациентам [и как этого добиться на практике]

В конце прошлой недели глава Счетной палаты Татьяна Голикова напугала: со следующего года доступность медпомощи может ухудшиться. Но Минздрав успокаивает: все не так плохо. Пациенты в недоумении: на что же нам рассчитывать? Разбираемся с экспертами.

Миф 1: список медуслуг по полису ОМС сейчас небольшой, все остальное - за деньги

Как на самом деле: виды медпомощи, которая нам положена бесплатно - по полису ОМС и за счет бюджета государства - перечисляются в документе под названием Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению. Список внушительный: в нем практически все существующие заболевания. При этом в госпрограмме, увы, нет конкретики: не говорится о том, какие именно процедуры, обследования при тех или иных болезнях выполняются бесплатно и в какие сроки. В Минздраве поясняют: эти подробности каждый регион России должен прописать в собственной, территориальной программе госгарантий. И такой местный документ обязана вывесить на видном месте каждая поликлиника и больница.

Однако сегодня большинство регионов не могут похвастаться ясными и доступными пациентам перечнями бесплатной медпомощи, где все расписано от и до. Дошло до того, что уже сам президент велел чиновникам наладить систему информирования граждан об условиях оказания медуслуг. Срок дан до 1 декабря.

ЭТО ПРИГОДИТСЯ

Как узнать, что сейчас нам положено при лечении

Если в районной поликлинике или больнице вас отправляют делать какие-либо анализы и обследования платно (мол, в бесплатные списки это не входит), сразу же звоните по телефону, который указан в вашем полисе ОМС. Специалисты компании-страховщика должны разобраться: заглянуть в региональную программу госгарантий, стандарты лечения и другие документы. Зачастую вопрос решается быстро - непосредственно во время звонка пациента. В более сложных случаях либо если вас не устраивают действия страховщика, также можно позвонить на «горячую линию» департамента (комитета, управления) здравоохранения вашего региона и в территориальный фонд ОМС (координаты легко найдете в Интернете или узнаете по справочной - внесите их в свою записную книжку!).

Миф 2: если не раскошелишься, будешь ждать в бесконечной очереди

Как на самом деле: «Часто бывает так, что места на УЗИ, гастроскопию и т.п. есть, однако поликлиники держат их для для блатных пациентов и (или) платников, задвигая бесплатных страдальцев в дальнюю очередь», - раскрывает секрет руководитель Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. И дает совет: если в регистратуре вам выдают талон на «ближайшую» дату через 3 - 4 недели, сразу звоните страховщику, чей телефон значится в полисе ОМС. Страховые компании вправе проверить документацию медучреждения, поднять все записи (кто и когда на самом деле записан на обследования и приемы), и в результате место для пациента обычно находится в гораздо более короткие сроки, обнадеживает Старченко.

А в Минздраве добавляют: в ближайшее время будут приняты меры для того, чтобы больные, приходящие с полисом ОМС, не пересекались с платными пациентами и в результате не попадали в затяжную очередь. Коммерческий прием планируется проводить в отдельных кабинетах либо по окончании стандартного рабочего дня (вечером) и по выходным.

Миф 3: если лежишь в больнице, лекарства нужно покупать за свой счет

Как на самом деле: к сожалению, нередко на практике бывает именно так, но это прямо противоречит закону. Как поясняла в интервью «КП» министр здравоохранения Вероника Скворцова, при лечении в стационаре пациентам обязаны бесплатно выдавать все лекарства, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Это список очень объемный, лекарства в нем указаны по названию их действующих веществ, поэтому проще будет разобраться опять же с помощью звонка своему медицинскому страховщику (по телефону в полисе ОМС) или специалистам департамента здравоохранения (см. «Это пригодится»).

В то же время имейте в виду: не исключено, что регион, где вы лечитесь, закупил по конкурсу препараты далеко не самого последнего поколения, более «тяжелые» для организма из-за побочных эффектов и т.д. При этом действующее вещество в этих лекарствах может вполне соответствовать списку ЖНВЛП. Тогда качать права бесполезно: более современные лекарства придется покупать за свой счет.

Миф 4: если пожаловаться на врачей, то они потом «залечат»

Как на самом деле: Александр Саверский, президент Лиги пациентов и юрист с большим стажем защиты прав болеющих сограждан опровергает этот миф. По его словам, практикой не раз подтверждено: медики, которые почувствовали, что к качеству их работы привлечено повышенное внимание (а именно так бывает после жалоб пациентов), наоборот, начинают относиться к больному внимательнее. Потому что понимают: если что, результат их лечения будут рассматривать буквально под микроскопом.

Кстати, мало кто из пациентов знает о такой полезной процедуре, как очная экспертиза качества медицинской помощи. Это выездная проверка, в ходе которой эксперты компании-страховщика проводят консилиум с лечащим врачом, чтобы определить правильность и эффективность текущего лечения.

Миф 5: если у вас нет полиса ОМС, получить его будет непросто, а без регистрации и мечтать нечего

Как на самом деле: еще в 2011 г. вступило в силу новое законодательство об обязательном медстраховании, по которому правила оформления полиса ОМС значительно упростились. В частности, теперь его можно получить в том числе не по месту регистрации («прописки»), а там, где вы фактически живете. Подробности - в нашей схеме.

Оформляем полис ОМС

1. Выбираем медицинского страховщика, работающего в системе ОМС. Список таких компаний найдете на сайте фонда обязательного медстрахования вашего региона.

2. Подаем в страховую компанию заявление о выдаче полиса ОМС, паспорт и свидетельство пенсионного страхования (при наличии).

3. Сразу же, в день обращения страховщик выдает временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса ОМС. По этому документу можно бесплатно получать медпомощь в государственных и муниципальных больницах и поликлиниках.

4. Через 30 дней страховщик выдает полис ОМС.

КСТАТИ

Минздрав заверяет: в следующем году хуже не будет

В конце прошлой недели глава Счетной палаты Татьяна Голикова выступила с тревожным заявлением: со следующего года качество и доступность медпомощи могут резко снизиться, если не будут созданы «механизмы перевода средств из федерального бюджета в бюджет ФОМС».

Однако министр здравоохранения Вероника Скворцова поспешила успокоить: «Могу твердо сказать, что в 2014 году никаких осложнений с оказанием качественной медицинской помощи не будет», - заверила она. Хотя, затем признала: в 2015 и 2016 годах «ситуация может уже не быть столь благополучной». Министр призвала не сокращать расходы на здравоохранение в федеральном бюджете в дальнейшем больше, чем они уже урезаны на 2014 год.

 

 

Автор: Анна Добрюха

Источник: газета "Комсомольская правда", 28.10.2013 - http://www.kp.ru/daily/26151.5/3040284/


 

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области

Россия, 600005, г. Владимир, Октябрьский пр-кт, д. 47а; тел. (4922) 40-47-00, 53-54-70, 53-54-80

 

ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт