ТФОМС33
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области
Россия, 600005, г. Владимир, Октябрьский пр-кт, д. 47а; тел. (4922) 40-47-00, 53-54-70, 53-54-80

FFOMS.ru

FSS.ru

PFRF.ru

AVO.ru

DZ.AVO.ru

MIAC33.ru

Решаем вместе
Проблемы с полисом ОМС? Напишите, чтобы получить ответ от фонда ОМС

Пациенты узнают цену бесплатного лечения (статья в газете "Владимирские ведомости", 25.12.2014)

Если вам в вашей поликлинике по завершении приема врача или при выписке из стационара после лечения в рамках программы обязательного медицинского страхования объявляют стоимость оказанных услуг, не пугайтесь и не удивляйтесь: вас просто информируют, а вовсе не отправляют в кассу.

С нового года такое индивидуаль­ное информирование пациентов в лечеб­ных учреждениях станет повсеместным. Инициировал эту новацию не кто-нибудь, а Президент РФ Владимир Путин. Соответствующее поручение гарант под­писал в июле этого года. Ответственные за исполнение - Минздрав и Фонд обяза­тельного медицинского страхования, ре­гиональные департаменты здравоохра­нения и территориальные ФОМС. Цель информирования - «создать у застрахо­ванных граждан объективное представ­ление о затратах на оказанную им меди­цинскую помощь».

Две владимирские передовые больницы

Любая новация требует технической «обкатки». Поэтому изначально к обяза­тельному информированию пациентов были подключены лишь 7 регионов Рос­сии. С 1 января исполнение поручения президента и последовавшего затем при­каза Федерального ФОМС станет обяза­тельным для всех больниц всей страны - об этом нам рассказала Ольга Ефимо­ва, директор территориального ФОМС по Владимирской области.

Владимирская область в число пи­лотных регионов не попала, но к реали­зации новой системы подключилась уже в этом году. Именно для того, чтобы вов­ремя учесть вероятные сложности. С 1 но­ября информировать своих пациентов о стоимости услуг поручено владимир­ской городской клинической больнице № 5 и детской городской поликлинике № 1 г. Владимира. И они информируют, проверено на практике: моя мама в нояб­ре две недели лечилась в стационаре од­ного из отделений пятой больницы, а при выписке получила на руки справку о том, что ее лечение обошлось государству в 14 616 рублей 22 копейки. Именно эту сумму больница получит конкретно за ле­чение моей мамы.

С 1 декабря к двум больницам-первопроходцам присоединились еще 30 лечеб­ных учреждений региона. А всего в нашей области 92 лечебных учреждения, рабо­тающих в системе ОМС.

При этом выдача на руки пациентам бумажных справок о стоимости лечения предполагается временным порядком, раз­работанным федеральным ФОМС. Но «об­катка» новации наглядно показала, что выписка этих справок занимает допол­нительное время медиков. По-хорошему, чтобы эти временные затраты сминимизировать, в кабинете каждого врача долж­ны быть компьютер с необходимым про­граммным обеспечением, с забитой в нем формой бланка такой справки и, конеч­но, принтер. Это пока не всегда и не вез­де возможно. А если и возможно, то все равно печать дополнительных справок - это тоже затраты допсредств учреждения на бумагу и картриджи.

Вместо справок- спецклише в карте?

Буквально на днях ФФОМС провел селектор с территориальными фонда­ми по теме. Регионы вносили предложе­ния, как лучше унифицировать всю сис­тему, чтобы и цели (информировать лю­дей) достичь, и минимизировать времен­ные затраты персонала. Владимирская область выступила со своим предложе­нием: не печатать справки, а в первич­ной медицинской документации (то есть в амбулаторной карте или в карте стаци­онарного больного) предусмотреть некое клише для дополнительной записи: паци­ент проинформирован о стоимости лече­ния, стоимость лечения такая-то - и под этой записью свою подпись должен поставить сам пациент.

Ольга Ефимова заметила, что пациент имеет право отказаться от информирова­ния о стоимости (некоторые так и посту­пают) - и тогда он должен будет распи­саться под записью об отказе от инфор­мирования.

Но вообще отказываться неправиль­но. Поскольку идея сообщать пациентам сумму потраченных на них денег на са­мом деле отличная. Во-первых, человек наглядно видит, сколько лично он принес заработка больнице, а это понимание да­ет серьезное осознание своих прав, кото­рые, если что, надо не стесняться отстаи­вать при помощи своей страховой компа­нии. Во-вторых, ставя свою подпись под записью о стоимости лечения, мы одно­временно контролируем само качество ус­луги. Ведь с некоторых пор амбулаторных карт пациентам на руки не выдают и что там пишут, мы не видим. А тут - реальная возможность для человека увидеть, что у него в карте за диагнозы, что за прове­денные анализы и процедуры. И тут уже даже у недобросовестных медиков прак­тически не будет возможности сделать приписки для выставления липовых счетов страховым компаниям.

- Нам, в ТФОМС, в региональном де­партаменте здравоохранения эта новация кажется очень привлекательной именно тем, что она приносит возможность опре­деленного объективного контроля со сто­роны пациента о том объеме медицинской помощи, которую он реально получил, - говорит Ольга Ефимова. - Если человек оставил подпись, наглядно видно, оказа­на ли ему услуга. Видно и нам, и экспер­там от компании-страховщика. Таким об­разом, в системе ОМС все станет гораздо понятнее и медикам, и пациентам. Чтобы люди перестали считать страховой полис какой-то виртуальной бумажкой. А нача­ли понимать, что за ней стоят реальные деньги. Что для государства наше лечение отнюдь не бесплатно. Это точно пойдет на пользу и застрахованным гражданам, и всей системе ОМС.

Кстати, во Владимирской области свою "обкатку" начали очень продуман­но - то есть поэтапно. Сначала даже пе­редовым пятой больнице и детской по­ликлинике № 1 рекомендовали начинать с информирования пациентов дневных и круглосуточных стационаров. Поскольку там не такой большой поток, как в поли­клиниках. И уже затем стали делать про­межуточные выводы. Должен ли зани­маться информированием каждый врач? Или удобнее выделить для этой работы по выписке справок одного сотрудни­ка? В ближайшем будущем мониторинг по количеству выданных справок (пока действует временный порядок информи­рования) планируют проводить регуляр­но - для этого в ТФОМС вместе с депар­таментом разрабатывают документ, регу­лирующий методику такого анализа.

Некоторые регионы, рассказала нам директор ТФОМС, настаивают на внед­рении практики личного кабинета па­циента и информировании о стоимости лечения через них. Идея хорошая, но не для всех лечебных учреждений пока при­емлемая. Потому что потребует допол­нительных затрат на закупки компью­терной техники и, главное, программно­го обеспечения.

КСТАТИ: С 1 января все лечебные учреждения, работающие в системе ОМС, обязаны будут информировать па­циентов о стоимости оказанной им I медпомощи. На информационных стендах в поликлиниках и больницах с это­го срока должна появиться инфор­мация о том, что такая работа проводится и что у человека есть право и возможность узнать цену своего лечения - с указанием, к ко­му за такой информацией можно обращаться. Кроме того, медицинский пер­сонал должен будет сообщать об этом на приеме граждан непос­редственно в кабинете специалистов. Также будет организована воз­можность отсроченного информи­рования граждан через страховые компании по запросу.

Семь с половиной тысяч на каждого

Сумма все затрат по системе ОМС на лечение жителей Владимирской области в этом году (по его итогам) будет равна 10 млрд 379 млн рублей. Сюда входит и скорая, и поликлиническая помощь, и высокие технологии, и лечение в стационарах. В среднем на каждого жителя Владимирской области в 2014 году пришлось около 7,5 тыс рублей. Естественно, на кого-то, кто часто и серьезно болеет, ушло гораздо больше средств, а кто-то благодаря хорошему здоровью ни разу за год не обратился даже в поликлинику.
За работающих граждан отчисления в ФОМС делают работодатели. За мед­помощь для безработных, пенсионеров, инвалидов, детей платит бюджет регио­на. Речь идет о разных видах медицинс­кой помощи: поликлинической, стацио­нарной, скорой, высокотехнологичной... Во Владимирской области соотношение работающих и неработающих граждан примерно равно. Хотя, по словам Ольги Ефимовой, сейчас наблюдается некоторая тенденция к увеличению зарегистриро­ванного числа работающих владимирцев - то есть застрахованных работодателями. Поскольку серьезная часть наших земля­ков трудится в других регионах (прежде всего в Москве, Московской и Нижего­родской областях). Соответственно взно­сы их работодатели платят в этих регио­нах, а полисы на руках у людей выданы во Владимирской области. Так что сейчас идет сверка баз данных с другими терри­ториальными ФОМС для большей яснос­ти картины. Взаимодействие территори­альных фондов сейчас достаточно хоро­шо отработано, так что мы с вами все ре­ально можем обращаться за медпомощью в любом регионе. А ФОМСы потом меж­ду собой рассчитаются.

Мария Киселева.

Источник: газета "Владимирские ведомости", № 253(5108), 25.12.2014.


 

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области

Россия, 600005, г. Владимир, Октябрьский пр-кт, д. 47а; тел. (4922) 40-47-00, 53-54-70, 53-54-80

 

ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ» официальный сайт